С другой стороны, фрагментация побуждает Россию активнее развивать собственное производство и новые партнерства — своеобразная «импортозамещающая индустриализация». Есть шанс занять ниши на рынках стран, откуда ушли западные конкуренты: например, в Беларуси, Центральной Азии растёт экспорт российских несырьевых товаров (машины, продтовары). Усиление сотрудничества в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС может помочь компенсировать часть утраченных связей. Также Россия стремится привлечь инвесторов из «дружественных» стран, предлагая им локализовать производство на освобождающихся нишах (авто, потребительская электроника и др.). Пока это дает ограниченные результаты (китайские автопроизводители заполнили ~40% российского рынка автомобилей в 2023 г., однако локализация низка). Тем не менее, френдшоринг по-российски — размещение производств партнёров внутри РФ — рассматривается как способ получить технологии и рабочие места. Например, идут переговоры о сборке иранских автомобилей, турецкой бытовой техники, китайской электроники на российских площадках. Если удастся создать совместные предприятия, это смягчит технологический голод. Кроме того, изменение торговых потоков дало импульс развитию отечественной логистики: портов Дальнего Востока, Север—Юг (через Каспий), инфраструктуры на границе с Китаем.